Рекомендации по совершенствованию деятельности КДУ

Руководителям муниципальных учреждений культуры Волгоградской области

Государственное учреждение культуры «Волгоградский областной центр народного творчества», на основании Постановления коллегии Комитета по культуре Администрации Волгоградской области от 26 марта 2010 года по вопросу дальнейшего развития культурно-досуговой сферы в регионе, разработал рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений культуры клубного типа в сельских районах Волгоградской области.

Происходящие в современном обществе процессы экономического и социально-культурного характера диктуют необходимость постоянной корректировки состояния, содержания и форм культурно-досуговой деятельности клубных учреждений.

Сельские Дома культуры и клубы являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам. Одна из ведущих функций современного клуба должна быть направлена на формирование у жителей сельских районов социально-значимых личностных качеств и ценностных ориентиров, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для адаптации в новых социально-экономических условиях.

За последние три года на территории Волгоградской области сеть учреждений культуры клубного типа сократилась на 16 ед., из них 15 – в сельской местности. На 01.07.2010 года в регионе функционирует 950 культурно-досуговых учреждений, 875 - в сельской местности.

Изменения, произошедшие в социокультурной сфере, определили ряд проблем, которые мешают развитию культуры в сельских районах:

1.Недостаточное материально-техническое обеспечение сельских КДУ, требующее замены и обновления технического и сценического оборудования;

2.Неполное кадровое обеспечение;

3.Недостаточная эффективность и качество КДД.

Важным этапом в совершенствовании и развитии культуры на селе может стать координация и интеграция сил учреждений культуры, образования, администраций сельских поселений муниципальных районов. При выработке совместных решений по совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений выявленные проблемы можно свести до минимума. В первую очередь, при определении новых задач по улучшению качества жизни сельского населения, культуры, образа жизни районным отделам (комитетам) культуры муниципальных образований необходимо проанализировать результативность и востребованность культурно-досуговых учреждений. Реализация мероприятий, утвержденных районных целевых программ осуществлять на основе договоров, социально-творческих заказов, заключаемых между администрацией сельского поселения и районным отделом (комитетом) по культуре. При этом объекты и проекты в рамках программных мероприятий определяются на основе отбора.

Вместе с тем, в муниципальных районах, где происходит закрытие клубов в малонаселенных пунктах, стоит, по возможности, возобновить и усовершенствовать деятельность передвижных клубных учреждений. В этой связи районным отделам (комитетам) культуры рекомендуется разработать долгосрочную программу развития передвижных клубных учреждений.

Не лучшим образом преобразовательные процессы, отразились на общем состоянии кадровой политики учреждений культуры Волгоградской области.

Кадровая укомплектованность клубных учреждений области на 01.04.2010 г. составляет 3 141 специалистов КДД. Из которых высшее образование имеет 867 чел., среднее специальное – 1 341 чел. В последнее время прослеживается уменьшение общего числа кадрового состава работников культуры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, что обусловливает необходимость целевой подготовки специалистов, в т.ч. жанровой направленности.

Именно от квалификации и компетентности специалистов зависит развитие творчества населения, обогащение содержания деятельности учреждений культуры, поиск новых форм работы, с учетом современных запросов использовать те материальные и выразительные средства, которыми располагают учреждения культуры.

Одним из условий повышения качества кадровой политики стали бы разработанные совместно с местными муниципалитетами и органами культуры муниципальных образований  нормативно-правовые документы по предоставлению социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры, стимулированию системы оплаты труда работников культуры, в разрезе «город-село», организационно-методическому и творческому взаимодействию.

В целях закрепления имеющихся на селе кадров под контролем органов культуры муниципальных образований районными методическими службами необходимо разработать систему учебных мероприятий, варианты обучающих программ для работников сельских клубных учреждений, не имеющих специального образования.

Кроме этого, во избежание приема на работу «случайных людей» эффективным методом по подбору кадров станет проведение конкурсного отбора на замещение вакансий работников культуры (приложение № 1). По согласованию с главами сельских муниципальных образований создать комиссию, ввести собеседование-тестирование по специальности. Такая форма приема на работу дает возможность оценить профессиональные, организаторские, деловые качества и способности человека, увидеть его в общении, а также позволить поднять престиж профессии работника культуры.

Успех и популярность культурно-досуговых учреждений  в сельских районах зависит от активного участия в культурной жизни районных центров и хуторов населения. Беспроигрышный вариант по привлечению населения в работу клубов – организация PR-деятельности в проведении смотров-конкурсов среди клубных учреждений:

  • районный конкурс видеопрограмм о работе учреждений культуры клубного типа;
  • районный конкурс профессиональной деятельности работников культуры;
  • районная выставка-презентация «Культура нашего села»;
  • организация творческого соревнования КДУ (приложение № 2);
  • районный смотр материального, эстетического, санитарного состояния КДУ сельских районов (приложение № 3).

Положительным моментом в совершенствовании деятельности учреждений культуры - введение в практику сотрудничество клубов-соседей как своего, так и приграничных районов, в т.ч. организация гастрольных поездок коллективов художественной самодеятельности по отдаленным хуторам и селам. В результате проведения такого рода мероприятий достигается нестандартность, новизна мероприятий, обмен опытом.

Культура села – явление особой значимости, требующее бережного отношения, самого серьезного внимания со стороны властей.

Своевременная поддержка и активное участие органов управления различных муниципалитетов в развитии и совершенствовании деятельности культурно-досуговых учреждений позволит занять культурно-досуговым учреждениям сельских районов достойное место в сфере социальных институтов, работникам культуры приобрести достойный социальный статус.